Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Школа молодого учителя

Дата: 18 декабря 2020 в 15:10, Обновлено 18 апреля 2023 в 10:42
Автор: Кот В. Н.

Памятка молодому специалисту 

Во избежание ошибок начинающие учителя должны обращать внимание на:

  1. Постановку голоса. Необходимо сразу же уточнить хорошо ли учителя слышно.
  2. Темп урока. Манера общения должна быть непринужденная, избегать употребления слов-паразитов, целых повторяющихся фраз.
  3. Внешний вид учителя должен быть всегда опрятным, подтянутым, аккуратным.
  4. Знание индивидуальных особенностей учащихся. Заучить имена учащихся и поскорее.
  5. Профессиональную этику. Нельзя допускать фамильярности.
  6. Дисциплину в классе.

Рекомендации по поддержанию дисциплины

  • Придерживаться твердых правил и требований.
  • Придя в класс изложить свои требования.
  • Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнении установленных им норм и правил. Любое отступление от этого правила влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса.
  • Принимая от ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость.
  • Сделать вид, что не замечаешь как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке, значит дать повод другим последовать их примеру.
  • Учитель также должен предупредить о мерах, которые будут приняты.
  • Нужно избегать неоправданной снисходительности и «жесткого» стиля.

Памятка молодого учителя

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, что все готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Кто не выполнил? Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Лучше спросите, есть ли вопросы по домашнему заданию. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины.
3. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
4. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
5. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
6. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
7. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу

Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание

этапа

учебного

занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный этап

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности помещения к занятию;

- Организация внимания школьников;

-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-Доброжелательны<wbr />й настрой учителя и уч-ся;

- Кратковременност<wbr />ь этапа;

- Полная готовность класса к уроку;

- Быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- Формулирование целевых установок урока и плана работы.

-​ Собранность учителя;

-​ Последовательнос<wbr />ть в предъявлении требований;

-​ Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

-​ Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

-​ Отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень

хочу начать работу с вами! (хорошего вам

настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствующих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

1.Установить правильность, полноту и осознан-
ность выполнения д/з всеми (боль-шинством уч-ся)

2.Выявить пробе-лы в знаниях и способах деятель-ности уч-ся и

определить причины их возникновения

3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Выявление степени усвоения заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))

2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков

-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)

-обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

-Использование учителем

системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;

-использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отноше-ния учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

-создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения)

1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательнос<wbr />ти).

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.

3.Постановка доп. вопросов.

4.Проверка д/з под копирку.

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана.

7.Разноуровненые самостоятельные работы.

8.Метод обучения с опорой на ошибки.

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений).

10. «Гирлянда ассоциаций».

11. «Кубики».

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-Сообщение уч-ся цели учебного занятия;

- формулирование

целей урока

вместе с уч-ся;

-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-постановка перед уч-ся учебной проблемы;

-актуализация субъектного опыта уч-ся.

-Готовность уч-ся к активной учебно-познавате<wbr />льной деятельности;

-формулировка целей урока вместе с уч-ся;

-вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

-преемственность и перспективность в постановке целей урока;

-формулировка целей урока в действиях уч-ся;

-понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

-Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

-умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценнос<wbr />тных отношений к объектам окружающей действительности<wbr />;

-использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих

выделение ключевых идей,

ведущих принципов построения учебного предмета;

-умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логич<wbr />еских схем;

-сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

-отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысло<wbr />вой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной

культуры, а также культуры учения;

-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательнос<wbr />ть изучения материала

11.Составление карт мыследеятельност<wbr />и

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого ма-териала:

-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организацион-ные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

-Организация внимания уч-ся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)

-Максимальное использование самостоятельност<wbr />и уч-ся в добывании знаний и овладе-нии способами действий;

-если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правиль-ность, полнота, осознанность, действенность, систематич-ность<wbr />) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

-при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программиро-ванн<wbr />ых учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

-включение в содержание изучае-мого материала субъективного опыта уч-ся;

-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

-подача материала логически завершенными частями – блоками;

-реализация дифференцированн<wbr />ого подхода в процессе изложения нового материала;

-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

-обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы;

-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

-включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

-выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

-«сталкивание» ученика с пробле-мами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

-создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.

1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного материала одновре-менно в словесной, знаково-символич<wbr />ной формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационны<wbr />х таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модуль<wbr />ное, программированно<wbr />е, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся

7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)

8. Построение структурно-логич<wbr />еских схем изучаемого материала

9. Генетич. Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности

10. Метод целесообразных задач

11. Метод информационной накачки

12. Обучение на концептуальной основе

13. «Мудрые совы»

5. Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

-выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

-ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

-привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

-устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональ<wbr />ных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

-постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1. Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3. Опорный текст

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «Мудрые совы»

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и спосо-бов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепле-ния повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных призна-ков изученных позна-вательных объектов;

-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

-закрепление методи-ки изучения нового материала;

-закрепление методи-ки ответа при очеред-редной проверке знаний;

-отработка логики алгоритма изученных правил

-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

-умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

-умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

-прочность знаний уч-ся

-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательнос<wbr />ть действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

-использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

-обеспечение дозированной помощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыследеятельност<wbr />и

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по буквам»

5. Вопросно-ответно<wbr />е общение

6.«Высокопоставл<wbr />енный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечест<wbr />во не знало…)»

9. «Придумай свои задания»

10.Интеллектуаль<wbr />ный марафон

7. Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

-самостоятельнос<wbr />ть уч-ся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий уч-ся

-использование системы заданий, предусматривающи<wbr />х постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельност<wbr />и уч-ся в их выполнении;

-использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

-использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

-стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

-применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символич<wbr />ескую);

-использование открытых задач

1.Разноуровневые самостоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5. «Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответ<wbr />ное общение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «против»

13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

14. «Задания по кругу»

8. Этап обобщения и систематизации знаний

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить уста-новление учся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренчески<wbr />х идей

-Построение структурно-логич<wbr />еских схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;

-использование обобщающих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятельност<wbr />и

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блок-формулы

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11. «Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дискуссия

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

-проверка образа мышления уч-ся

-проверка сформированности общих учебных умений;

-комментирование ответов уч-ся

-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности;

-активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

-рецензирование ответов уч-ся

-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

-постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельност<wbr />ь, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самост. работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)

4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

10. Этап коррекции знаний и способов действий

1.Откорректирова<wbr />рь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б)вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок

1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-лог<wbr />ические схемы «с пропусками»

11. Этап информации о домашнем задании

1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможности выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному<wbr />, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обычность»

6.Идеальное задание

12. Этап подведения итогов занятия

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

-подведение итогов учебного занятия

-четкость и краткость этапа

-умение учителя давать качественную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов самими уч-ся

13. Этап рефлексии

1.Инициировать и интенсифицироват<wbr />ь рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоциональ<wbr />ного состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

-развитие способностей уч-ся к рефлексии;

-стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

-реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключительна<wbr />я дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло занятие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало настроения»

18.«Пейзаж – зеркало настроения»

ПАМЯТКА ДЛЯ НАСТАВНИКА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.

9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

  • Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.